Иван Логинов. ПРИЗВАНИЕ (скетч)



Действующие лица


П о э т (конечно, непризнанный)
С т е п а н (очевидно, денщик)
С о с е д к а (заметно беременная)
П р и я т е л ь  П о э т а (просто так)

Занавес поднимается

Полупустая замусоренная комната. В углу за трехногим столом на двуногом табурете сидит П о э т. В его руке большое черное перо, наполовину обгрызанное. Перед ним две бутылки, одна большая и пустая, вторая маленькая с чернилами, и исписанный лист бумаги. Он что-то рисует на нем, зачеркивает. Пристально смотрит в стену, резко встает (табурет с грохотом падает), бегает по сцене, останавливается. С минуту стоит, запрокинув голову, будто собирается чихнуть. Потом бросается к столу, поднимает табурет, садится и быстро пишет. Распрямляется, встает (табурет снова валится на пол), выходит на середину комнаты. Держа лист на отлете, поматывая в такт головой и подвывая, декламирует.

П о э т.  Перед глухими дверьми
             Молит поэт на коленях:
             – Господи, все отними,
             Только верни вдохновенье!

Минуту стоит застыв, словно ожидая эха. Оглядывается.

(Громко и немного заискивающе). Степа-ан!

Появляется Степан в кирзовых сапогах и исподнем.

С т е п а н (жуя огурец и чавкая). Чаво?
П о э т (ошеломлен, затем в сердцах). Пошел вон, скотина!
С т е п а н (покорно). Как скажешь, барин.

Сморкается на пол и уходит.

П о э т (бегая по сцене). Подлец… Хамское отродье… (у двери поскальзывается). Свиное рыло, а все туда же – поэтам прислуживать.

Пауза

Э-эх, ну как тут создавать бессмертные творения? И зачем? Степану козьи ноги вертеть? Или того хуже? Этот мерзавец в последнее время все норовит бумагу помягче купить.

Пауза

А, гори оно все с копотью! (Швыряет бутылочку с чернилами об пол. Снизу стучат, но он не слышит). Погибай святое искусство! (Пинает стол, тот с оглушительным треском разваливается). Благословляю вас наотмашь! (Подбирает исписанный лист и рвет его в мелкие клочки). Писать и рвать, и рваться за ограду… (Останавливается, хмыкает, потом ищет на чем записать. Не найдя, макает перо в чернильную лужу и записывает на стене).

Появляется С о с е д к а в запахнутом халате, левая рука в кармане на животе.

С о с е д к а (с истерическим взвизгом). Я – беременная!
П о э т (вздрагивает, растерянно). Простите, я вас как-то не припомню.
С о с е д к а (угрожающе). Я живу под вами!
П о э т (всматриваясь). Уверяю, мы с вами никогда не были знакомы.
С о с е д к а (до нее доходит). Я замужем!
П о э т (удивленно). Тогда я совсем не понимаю ваших претензий ко мне…
С о с е д к а (возмущенно). Ах, негодяй! Я сейчас мужа приведу. (Уходит).
П о э т (слоняется по сцене и на мотив: «По улице ходила» напевает). Пришла чужая мужа… (Спохватывается). Степан! (Пожимает плечами). Странная пара.

Появляется С т е п а н в одном сапоге, другой держит в руках и пытается в него заглянуть.

(Подозрительно). Ты чего там выискиваешь?

С т е п а н (озабоченно). Да вот, барин, копеечка в карман провалилась.
П о э т (нетерпеливо). На тебе копеечку!.. (Хлопает себя по бокам). Ладно, потом… Вот что, Степан, меня нет дома. Будут спрашивать, так и отвечай, дескать, поехал барин в Швецию, премию получать.
С т е п а н (натягивая сапог и кряхтя). Как скажешь, барин.

Уходит.

П о э т (приближается к стене и читает). Писать и рвать, и рваться за ограду… (После паузы) Потом орать: «Давай награду!..» Э-эх! (Укоризненно качает головой и отходит. Пройдясь по комнате, останавливается). Но нет печальней повести на свете, чем повесть о непризнанном поэте.

За сценой шум, крики: «Пущать не велено!», звук удара. Появляется П р и я т е л ь П о э т а, за ним С т е п а н, держась за зубы.

П р и я т е л ь (возмущенно). Какого черта! Если бы твой олух сказал, что тебя за публичное чтение своих стихов на общественные работы сослали, я бы еще поверил…
С т е п а н (плачуще-виновато). Ба-арин!..
П о э т (успокаивающе). Полно, Степан, полно. Вон, возьми на водку (указывает на рваный пакет с пустыми бутылками за разломанным столом).
С т е п а н (восхищенно). Храни тебя, Господь, барин!

Уносит бутылки.

П р и я т е л ь (озираясь). Что это у тебя? Опять Степана заставлял Рембо декламировать в подлиннике?
П о э т (рассеянно). Да нет, просто рифму искал.

Неожиданно падает з а н а в е с. Вероятно, рабочий сцены пошел во внеочередной запой.



           Скачать

Комментариев нет :